Главная > Статьи > Экология жизни > Эко-родители > Лечение искусством: песочная терапия
Сен 18, 2014

Лечение искусством: песочная терапия

Многие слышали о песочной терапии как исцеляющем искусстве, но действительно ли она настолько хороша и полезна, как говорят? Что это: креативная методика работы психолога или просто дань моде, не имеющая отношения к улучшению самочувствия и здоровья?

Лечение искусством: песочная терапия

Различные виды арт-терапии уже давно появились в мире и потихоньку завоевывают все больше почитателей в нашей стране. Уже есть последователи сказкотерапии, игро-терапии, танцевально-двигательной методики. Песочная терапия — относительно новое явление на нашем горизонте.

Считается, что своим появлением эта методика обязана писателю Г.Уэллсу, который в своей книге «Игры на полу» описал, как его сыновья играют с миниатюрными фигурками и помогают себе справиться с трудностями, возникающими у них в общении с окружающими. Затем книгу прочла основательница Лондонского Института детской психологии М. Ловенфельд и она-то и решила соединить фигурки с песком.

В основу такой терапии, впрочем, как и в любую другую методику арт-терапии, легли идеи Юнга и Фрейда. Они полагали, что продукты художественной деятельности человека выражают неосознаваемые им психические процессы. Арт-терапия как раз позволяет выразить то, что обычно ускользает от сознательного восприятия и призвана помочь тем, кто не может облечь переживания в словесную форму.

Зачем проводить песочную терапию с детьми?

Это особенно полезно для детей, которым бывает сложно объяснить окружающим, что они чувствуют и почему переживают. Из всех существующих сегодня методик арт-терапии, песочная – одна из наиболее подходящих для детей с точки зрения их уровня развития и восприятия. Попробуйте провести с 3-х-летними малышами сеанс танцевально-двигательной терапии – это нелегкая задача. С песком же все понятно, ведь даже совсем маленькие дети знают и умеют лепить куличики, для них это знакомый процесс. Под наблюдением специалиста такая игра ребенка с песком позволяет выявить переживания и научиться с ними справляться.

Но почему песок, а не глина или пластилин? Ответ очевиден: с песком работать проще и приятнее. Запуская руки в сухой песок, человек расслабляется. Этот процесс приятен и многих затягивает. Песок словно «заземляет» негативную психическую энергию, гармонизируя психоэмоциональное состояние ребенка. Если песок просыпался, то его легко просто собрать веником в совок, и, в отличие от липкого пластилина, он не измажет ребенка, мебель и все поверхности.

Когда помогает песочная терапия?

Песочную терапию используют в терапевтической работе с детьми от 3–х лет, работая с такими проблемами, как страхи, повышенная тревожность, агрессия, неврозы, сложности в общении с окружающими,  психосоматические заболевания и т. д. Какая бы ни была проблема, песочная терапия показала себя хорошим методом, помогающим в процессе психотерапии. Психолог пытается развивать творческие способности, а также сферы эмоций и чувств. Иногда приходится работать с очень негативными чувствами, например, агрессией, которой нужно давать социально приемлемый выход. Специалист должен способствовать развитию всего самого лучшего – гуманности, познавательных процессов, самоконтроля, при этом проработать подавленные мысли, ощущения и чувства.

Как психолог этого добивается? В оборудованном для песочной терапии кабинете должно быть много разных фигурок: домики, животные, деревья, машинки, чего и кого там только нет! Также есть подносы — для влажного и сухого песка. Ребенок должен выбрать те фигурки, которые ему приглянутся, и расположить их в подносе с песком, как сам решит. На основании этого  специалист делает выводы, возможно, задает проясняющие вопросы и консультирует, что нужно предпринять, и нужны ли дополнительные занятия.



Оставить комментарий